Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»



         Стихотворение «Дума» было написано величайшим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. В названный период времени он проходил военную службу на Кавказе.

        Молодой Лермонтов, как и многие поэты его времени, не поддерживал правящий царский режим и был знаком с деятельностью кружков революционеров. Вольнодумие в творчестве играет с поэтами злую шутку, привлекая к ним пристальное внимание жандармерии, цензоров и, конечно же, самого императора Николая I.

        Лермонтова сподвигло на написание данного стихотворения отношение к жизни современного ему общества.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…

        Лермонтов пишет о том, что современную ему молодежь не привлекает ничто такое, за что можно было бы самоотверженно бороться. Молодые люди, представители знатных семей, пресмыкаются перед властью императора и его правительства, они не привыкли бороться за свои идеалы, предпочитая просто проживать день за днем обычной для них рутинной жизнью.

        Это стихотворение является в какой-то степени и сатирическим трудом. Автор высмеивает все пороки, которые он только мог наблюдать со стороны, общаясь с представителями столичного общества.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны…

        Лермонтов отмечает не только трусость своего поколения и раболепие перед властью - он указывает на то, что его поколение является просто-напросто толпой, в которой нет выдающихся людей, нет лидеров, которые могли бы повести за собой эту толпу, как в свое время это попытались сделать декабристы. Толпа пройдет – люди проживут свое отпущенное Богом время, а после смерти их имена даже никто и не вспомнит.

        Стержнем произведения является некий образ уставшего человека, который, томясь в состоянии одиночества, спешит отказаться от достояния предков, от их идейных вдохновений и стремлений.

        В данном стихотворении автор дает оценку не только обществу, используя для этого эпитеты, сравнения и метафоры, он отражает сущность своей эпохи.

        Лермонтов указывает на тот факт, что над миром довлеет бесплодная наука, которая мешает развиваться поэзии, искусству.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят…

        Лермонтов в своем произведении выступает в качестве судьи, рассматривая жизнь общества как бы со стороны. Он отмечает, что современное ему общество отнюдь не надлежащим образом относится к жизненному опыту людей, живших раннее. Точно также не будут помнить о современных Михаилу Юрьевичу Лермонтову людях и их потомки, а если и вспомнят – то память эта будет вызывать, скорее, насмешки.

И прах наш с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

        Поэт считал, что потомкам будет стыдно за людей, живших в 30-х годах XIX века, стыдно за их стремление к невзрачной жизни, скоропостижной смерти, жизни без простого человеческого счастья, без романтики, вдохновений и идей.